ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — ОСНОВА
ЖИЗНЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Приказ Рособрнадзора № 490, Министерства просвещения РФ № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Приказ главного управления образования администрации г. Красноярска № 402/п от 08.10.2021» О комплексе мер по повышению функциональной грамотности»
- Приказ № 37п от 08.10.2021 о внесении изменений в приказ от 08.10.2021 № 402/п
- Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/22 учебный год
- Приказ № 285 от 31.08.2021 об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся МАОУ СШ № 143
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МАОУ СШ № 143 на 2021/22 учебный год
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Читательская грамотность— способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность— знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
- Креативное мышление— умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
- Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
- БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией.
- Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности (РЭШ)
- Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО
- Московский центр качества образования (компьютерные демоверсии диагностик)
- Открытый банк заданий ФИПИ для оценки естественно-научной грамотности (7-9 классы)
- Открытые задания PISA на сайте ФИОКО
- Онлайн-уроки по финансовой грамотности
Задания для начальной школы на уроках
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Формирование функциональной грамотности
- Методические рекомендации для учителей и родителей
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1 – 11 классов
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ