skip to Main Content
(391) 220-47-83 s.a.savenko@mail.ru

У страха глаза велики

Несколько недель тому назад все учащиеся десятых классов сдавали проектные работы по выбранному ими предмету. Я хочу рассказать вам о защите проектов по литературе, поскольку я была непосредственно участником этой самой защиты. Тема моего проекта звучала так: «Актуальность жанра «антиутопия» в мировой литературе на сегодняшний день». В качестве произведения для разбора жанра и выявления его актуальности я выбрала культовый роман Джорджа Оруэлла «1984».

Задолго до дня X ходили жуткие байки о последствиях неудачной защиты: в 11 класс не пустят, аттестат не дадут.

Этот понедельник тянулся мучительно долго для нас. Мы то и дело пролистывали стопки листов, пытаясь найти изъяны в свеженапечатанных работах. Наконец, уроки подошли к концу. Последняя перемена перед неизбежным. Напряжение растёт: глупыми шутками про незачёт пытаемся затмить наш страх перед реальной несдачей. Время вышло, мы расходимся по кабинетам. В руках – проекты в плотных прозрачных файлах, а в глазах – смятение и тревога.

Я захожу в свой класс, сажусь на третью парту первого ряда. Начинаю повторять свой материал, проговариваю про себя основные пункты, чтобы ничего не упустить. На самом деле, забыть что-то нереально, поскольку подготовка к защите проектов требует полного разбора выбранной темы и абсолютного понимания её. Во всяком случае, так было у меня: я была полностью готова и к теоретической части, и к дополнительным вопросам. Окидываю взглядом комиссию – два знакомых мне педагога, но смятение по-прежнему со мной. Нелепая заминка: куда-то исчезли наши оценочные листы! Меня отправляют к классному руководителю за новой партией для учеников нашего 10 Г класса. На обратном пути в злосчастную аудиторию встречаю знакомого – такие же испуганные серо-голубые глаза и оценочные листы в дрожащих руках с ярко выделяющимися венами на бледной коже. Возвращаюсь, отдаю листы, заполняем. Рука дрожит, получается неровно. А в голове только одно: «Хоть бы сдать!»

Чувства неясные: хочется быстрее выступить и уйти домой, но неуверенность в себе и своей работе берёт верх. Я решаю отвечать после всех. Первое выступление – и шокирующий результат. 18 баллов из 50 возможных. Недоумённо переглядываемся: почему так мало? К сожалению, пояснения членов комиссии показались неубедительными. Думаю, бедная девочка не смогла отстоять свою точку зрения, построить ответное слово, растерялась и не сумела найти аргументы. Мне работа показалась неплохой, но страх говорить всё перечеркнул. Итог – минимальный проходной балл и неодобрительные взгляды педагогов. Следующей была моя одноклассница, продуктом деятельности которой являлся небольшой ролик к самому неоднозначному произведению школьной программы — «Войне и миру». На этот раз строгие судьи оказались снисходительнее, и девочка вернулась на место с блаженной улыбкой на устах и заслуженными 34 баллами. После дошла очередь до моей хорошей приятельницы, её выступление прошло гладко. Честные 39 баллов красовались в графе «итоговый балл» на помятом оценочном листе. А между тем, паника внутри меня продолжала расти.

Я считаю, что если ты делаешь что-то, то нужно добиваться максимального результата. После того, как я услышала итоговые баллы моих предшественниц, мой задор поубавился. Одолели сомнения: моя работа ничем не примечательна, как же мне получить высокий балл?

Мои размышления прервал вопрос: «Кто следующий?» К этому моменту я повторила свою речь уже раз 10, если не больше. Чувствую на себе взгляды, внутри всё сжимается. «Выходи, рассказывай», — слышу я. На негнущихся ногах выхожу к доске, по пути кладу на стол проверяющих бумажный вариант своей работы и лист для оценок. Включаю презентацию, начинаю рассказывать. Во время моего рассказа мне задают вопросы, ответы на которые, к счастью, лежат для меня на поверхности. В пылу выступления решаю написать формулы, относящиеся к теме моего проекта. Прошу разрешения воспользоваться меловой доской, ответ положительный. Маленьким кусочком мела начинаю старательно выводить такие знакомые мне буквы и цифры. Мел с характерным скрипом оставляет после себя неровные линии, но в тот момент по-другому я не могла. Комиссия подаёт мне знак: нужно заканчивать. Говорю несколько обобщающих предложений, отвечаю ещё на вопросы, сажусь на место. Спрашиваю у одноклассниц, как я выступила. Шепчут: «Нормально…» Объявляют итоги, сгораю от нетерпения услышать свой результат, но, тем не менее, опасаюсь, что оправдаются самые худшие мои предположения… О Боже! Что я слышу! 49 баллов из 50 возможных! Моему облегчению и радости нет предела. Одноклассницы поздравляют, не удержавшись, включаю телефон и сообщаю новость родителям, а комиссия добродушно поздравляет нас с успешной защитой наших работ.

Это мероприятие научило меня смотреть своему страху прямо в глаза, отстаивать своё мнение и выполнять работу добросовестно и качественно. Ведь не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Ученица 10 Г класса.

Back To Top